Опасения, высказываемые все чаще относительно грядущего сокращения рабочих мест, которое ожидается из-за внедрения технологий, связанных с искусственным интеллектом (ИИ), сильно преувеличены. Напротив, ИИ дополнит существующие производственные процессы новыми возможностями, поможет снизить уровень травматизма и простоев, улучшить качество и, в конечном счете, сократить время, затрачиваемое на возведение объекта.
Такое мнение было высказано одним из участников дискуссии “Я – дизраптор этого мира. Экономика прорыва в условиях глобальных вызовов”, которая была инициирована ГК “КОРТРОС” в рамках VII Международного строительного конгресса 100 + TechnoBuild в Екатеринбурге.
*Дизрапт – подрывные инновации, способные изменить ситуацию таким образом, что старые технологии выходят из конкурентной гонки
Можно ли передать управление какой-то частью городских процессов искусственному интеллекту? Готовы ли городские жители к тому, что информация об их передвижениях собирается, анализируется? И наконец, исчезнут ли рабочие места в строительной отрасли как следствие наступившей эры технологий? На эти вопросы модератора дискуссии Марии Подлесновой (RusBase) отвечал Николай Тржаскал, эксперт в области искусственного интеллекта.
“Конечно, управлять городами будут люди, а не искусственный интеллект: он только дополняет деятельность человека. Главное преимущество таких совместных команд – это то, что системы способны помогать нам принимать решения быстрее и точнее. Если говорить о перспективе следующих 5-6 лет, то мы переходим к концепции Ambient AI. Она подразумевает, что искусственный интеллект изучает наши привычки, позволяет сделать предварительный прогноз и на его основе предпринять действие, условно говоря, за секунду до того, как это сделали бы мы сами. Другими словами, предугадывает наши желания и создает для нас оптимальную среду.
В этой связи говорят об исчезающей приватности. Отношение к ней делится на две категории. Первый подход, назовем его условно “западным”, когда приватность ставится во главу угла и существует возможность стереть информацию из поисковых систем, оставаться анонимным в сети. Второй подход можно условно назвать “восточным”. Здесь вспоминается Китай и другие страны, где общественное благо традиционно ставится выше, чем права отдельной личности. И если мы действительно намерены создавать безопасную и комфортную среду для всех через контроль и управление, то вполне вероятно, что восточный подход будет превалировать, поскольку сегодня приватность – это некая форма иллюзии. Каждый из нас оставляет такой огромный цифровой след, что игнорировать его невозможно. В итоге же, я уверен, вырвутся вперед общества, где будет найден разумный баланс между личным и общественным.
Слухи о грядущих сокращениях рабочих мест сильно преувеличены. Конечно, рабочий, оснащенный экзоскелетом, может за один раз перенести 100 килограммов вместо того, чтобы три раза переносить по 30. С другой стороны, мы сможем снизить травматизм, вынужденные простои, это все повлияет на качество и на количество того, что мы строим. И в конечном итоге сократится срок строительства, появятся новые возможности, которые помогут улучшить качество жизни”.
Первый шаг на пути к “умному городу” – сбор новых и более качественных данных. Они обеспечивают возможность применения аналитических методов, в том числе предиктивной аналитики, которая позволяет решать проблемы до их возникновения. Президент компании Habidatum Алексей Новиков считает, что в этом процессе главное – интерпретация данных. Он выделяет три тренда текущего столетия, которые в его компании увидели с помощью BigData.
“Первый – это отделение места от местоположения. Локация как привязка объекта перестает играть такую большую роль, как раньше, а местные рынки, которые складываются вокруг нее, определяют экономическую ценность места и конкретного объекта. Свежие данные рейтингового агентства Moodi’s говорят нам о том, что примерно 85% стоимости объекта в Соединенных Штатах – это стоимость локации. Этот тренд открывает доселе невиданную возможность – создание биржи коммерческой недвижимости. Таким образом, локация становится финансовым инструментом.
Второй тренд – это отделение места работы от рабочего места. Офисы будут по типу авиационных хабов привязаны к районам, где живут сотрудники. В этом случае мы предполагаем, что основными провайдерами таких офисов станут ритейлеры – такие как “Пятерочка”, “Магнит”, или “Азбука вкуса”, которые логично располагаются внутри жилых районов.
Третий тренд – это отделение времени от пространства, точнее, появление времени в пространственном мастер-планировании и вообще в городской экономике. Иными словами, городская планировка неизвестности. Появляются земельные банки – коллекции земель, которые города выкупают для будущего строительства. Они прикидывают пространственный рисунок будущего города, но не наполняют его функционалом, а скупают эти земли, чтобы потом их каким-то образом застраивать. Надо понимать, что мы – всего лишь миноритарные акционеры этого пространственно-временного предприятия. Подобное ощущение сейчас становится очень важным аргументом в понимании того, как будет устроен город завтра”.
Филипп Третьяков, вице-президент ГК “КОРТРОС” рассказал, как меняется подход к строительству, благодаря современным вызовам и новым технологиям.
“Можно сказать, что наступила дизрапт-эпоха. Пандемия показала, что даже в строительной отрасли, которую принято считать одной из самых консервативных, может измениться практически все. Люди, оказавшись в самоизоляции, заговорили о том, что жилые дома и общественные пространства должны приобрести новые функции. Многие застройщики уже объявили о грядущем создании коворкингов в крупных жилых комплексах.
Систему “умный дом”, которая не так давно была диковинной, мы начали внедрять в наших проектах пять лет назад – и предполагаем, что скоро она появится в каждой квартире, а от “умных домов” мы постепенно переходим к “умному городу”, и это происходит уже сейчас, на наших глазах.
Сейчас концепция “энергоэффективный дом” реализована в ЖК “Академический”, а также в московских проектах. Она позволяет экономить ресурсы и жителям, и застройщикам. Вот пример “Академического”: экономия на теплоносителях составляет 32%, на электричестве – 51%, на канализации – 12%, на воде – 19%. Также у нас есть дом с рекуперационными технологиями, которые позволяют вторично использовать ресурсы и дополнительно экономить тепловую энергию до 47%.
Пандемия и всеобщая диджитализация подталкивает нас быть активнее в сети. Всего за два-три месяца мы научились эффективно общаться с потребителем онлайн, буквально приходить к нему домой с помощью эфиров на YouTube, полностью наладили инфраструктуру онлайн-продаж.
Но оборотная сторона медали цифровой эпохи – это разрыв социальных связей под влиянием соцсетей и постоянный стресс от непрерывного потока информации. Мы уже получаем запросы от людей на отдых от интенсивной городской среды и от излишней диджитализации. Замедление жизни, создание комфортной среды обитания, восстановление социальных связей – это те направления, в которых должно двигаться городское строительство. Мы в “КОРТРОС” создаем в наших жилых комплексах парки, как в “Академическом”, клубы, как в Headliner, способствуем формированию коммьюнити, как в семейном квартале iLove”.
Эксперт считает, что создание гармоничной социальной среды, где люди смогут полноценно общаться – это залог и коммерческого успеха застройщика, и всеобщей экономической победы: ведь в конечном итоге формируются новые сообщества, появляются новые бизнесы и экономическая активность населения возрастает.
Тимур Абдуллаев, основатель архитектурного бюро ARCHINFORM, полагает, что любой процесс городского планирования – это и есть попытка видения будущего. “Новые подходы к типологиям, представлении о месте работы и месте жизни, все это материализуется архитекторами и проектировщиками. В рамках каждого планировочного элемента оказываются разные социальные группы людей с разными запросами. Эти запросы транслируются в планировочные решения и использование той территории, которая для этого отведена. У нас нет задачи заниматься социальной сегрегацией, мы считаем, что соединение разных социальных групп на одной территории – это путь к взаимному обогащению, создание среды, в которой выигрывают все. Но при этом мы можем разделить социум в рамках соседства и создать различные типологии внутри одного жилого квартала для разных категорий.
Например, есть необходимость создания многокомнатных квартир для больших семей. Они выделяются в самостоятельный блок и не соседствуют с однокомнатными и двухкомнатными квартирами, поскольку многодетные семьи и молодые холостяки плохо уживаются между собой. Жильцы разных категорий пользуются разными лифтами, лестницами, каждый блок выходит в свой двор.
Необходимо создать социальный конструктор, который исключает нежелательные контакты между людьми, но программирует добрососедство и комфортные связи, ощущение комфортной социальной среды в рамках квартала, района и города”.
“XXI век – это время городского развития и трансформации”, – говорит Ларисса Сузуки (Великобритания), руководитель департамента больших данных и искусственного интеллекта в британском офисе Google. Эксперт акцентировала внимание собравшихся на интеграции систем расхода, учета воды, транспорта, на улучшении системы реагирования на природные катаклизмы и катастрофы. Необходима адаптация всех систем к будущей экономике замкнутого цикла, считает она.
“Мы знаем, что 70% мирового населения к 2050 году будут жить в городах. При этом уже сегодня многие города испытывают дефицит питьевой воды, 80% энергии тратится впустую, а 270 миллиардов фунтов стерлингов – это стоимость нашего мусора. Что мы можем сделать сейчас? Мы можем собирать данные по повседневному проживанию в городах, накапливать эту информацию, анализировать, получать определенные знания, которые приведут нас к принятию более правильных и обоснованных решений. В конечном итоге мы сможем создавать такие города, которые будут лучше приспосабливаться к стремительно меняющимся условиям, будут более адаптивными”.
Стенли Ланг (Китай), основатель и директор MIX Design, рассказал об основных принципах современного проектирования. “Когда мы начинаем думать о разных типах планирования городской среды, мы выделяем несколько слоев. Первый слой – экология. Второй – это человеческая деятельность, пространственные решения. И третий – это взаимодействие, интерпретация действий человека. В целом, природа – это наивысший приоритет.
Новая концепция, которую все уже принимают – эстетика, биоразнообразие, открытые пространства и технологии. Необходимо подумать о том, насколько мы можем вмешиваться, интегрируя подобные элементы в городскую среду, как мы создадим зеленые пространства, которые устойчивы, адаптивны и могут выдержать все изменения”.
“Эффективная коммуникация жителей, застройщиков и власти – одна из ключевых задач городского правительства, – заявил в ходе дискуссии вице-мэр Екатеринбурга по вопросам капитального строительства и землепользования Алексей Бирюлин. – Чем выше степень доверия к власти, чем чаще мы встречаемся с городскими сообществами, тем скорее поймем в каком направлении должен развиваться город. Сегодня на площадке администрации обсуждается проект развития пространства вдоль реки Исеть – главной градостроительной осью Екатеринбурга. К сожалению, наши усилия ограничены Градостроительным кодексом, который прямо предписывает, что срок жизни Генерального плана должен равняться 20 годам. Существующий генплан был утвержден в 2004 году, с тех пор много изменилось и некоторые его пункты безнадежно устарели. Генплан должен быть гибким, нужно создавать сбалансированную систему готовности для возможных трансформаций”.
Эдуард Моро (Франция), основатель архитектурного бюро OrchestraDesign, рассказал о своем опыте вовлечения жителей в планирование общественных пространств. “Мы сейчас разрабатываем зону реки Старой Казанки, которая находится в 20 километрах от Казани. Задача – создать полную экосистему большого города с использованием природных пространств.
Была создана онлайн-платформа Kazanka-tatar, благодаря которой мы получили порядка 600 предложений, смогли вовлечь более 500 местных экспертов, а также провели множество семинаров и рабочих встреч”.
Сегодня в условиях технологической революции и широких цифровых возможностей можно легко смоделировать ближайшее будущее города – и почти невозможно спрогнозировать его на десятки лет вперед. Экономия средств и сил, благодаря технологической революции, обеспечивает возможность оптимального развития городов. Открываются новые возможности, сопряженные с использованием искусственного интеллекта, сбором больших данных и новых технологий. Будем надеяться, что благодаря этим возможностям сократится дефицит питьевой воды, безответственное использование энергии и стремительное загрязнение планеты.
https://pressuha.ru/release/636561-iskusstvennyy-intellekt-pozvolit-sokratit-srok-stroitelstva.html