ИЛЬЯ МУКОСЕЙ, архитектор, куратор проекта “АРХ Москва”
Для меня на архитектурной карте столицы есть только “Москва-Сити”, остальное, на мой взгляд, маркетинговый ход, игра в слова – добавление к названию “сити”, “плаза”, “хилз”. Проектируя “Москва-Сити”, в качестве прообраза использовали Сити в Лондоне и La Défense в Париже. Именно “Москва-Сити” я воспринимаю в качестве делового квартала небоскребов, остальные “сити” для меня эпигоны и подражатели. Сити неповторим невероятной для Москвы плотностью. И я его с недавнего времени полюбил. Если у меня есть какие-то дела в центре, я стараюсь прогуляться до Сити, потом сажусь на МЦК и еду домой. Я люблю там фотографировать. Да, фотографии получаются немного попсовыми, но мне приятно, что это не Сингапур, не Гонконг, а Москва. Удивительные кадры получаются в вечернем свете или во время тумана. Считаю, что Сити неповторим.
Сергей Чобан, архитектор:
Удаленный режим работы, вызванный пандемией коронавируса, сделал актуальным формат бюротелей – домов с функциями офиса, апартаментов и общественных пространств. “Пандемия коронавируса внесла свои коррективы в жизнь и в рабочий процесс. Теперь жилое и офисное пространства превращаются в единый организм, где есть переговорные, зеленый двор, места для хранения велосипедов, площадки для встреч, места для того, чтобы привести себя в порядок, отдохнуть и потом одним скачком перейти в офис. Похожие по функциональности объекты раньше называли бюротель, и они были довольно популярны в Германии. Это квинтэссенция философии нового рабочего пространства, которую мы вынесли из пандемии.
Петр Кирилловский, директор департамента развития продукта ГК ФСК:
ГК ФСК в прошлом году начала строительство флагманского проекта недалеко от Большого Сити, на ул. Шеногина. ЖК Sydney City – первый ЖК в Москве по стандарту WELL, который ставит на первое место заботу о благополучии человека. ЖК включает в себя не только жилые корпуса, но и большой объем коммерческой недвижимости, то есть мы запроектировали совершенно самодостаточный квартал. Sydney City предусматривает и арт-пространство, и центры притяжения для жителей, и места для отдыха и для активного времяпрепровождения, большое количество новых рабочих мест, а также всю необходимую инфраструктуру. В целом можно говорить о концепции 15-минутного города, когда для решения ежедневных вопросов необязательно выезжать за пределы своего района. Это симбиоз делового района и места для комфортного проживания.
Дмитрий Железнов, коммерческий директор “КОРТРОС-Москва”:
Будущее, безусловно, за проектами комплексного освоения территории. Площадки для жилой или офисной застройки рано или поздно потеряют свою привлекательность. Как правило, в масштабных проектах девелоперы планируют создать всю необходимую для жизни инфраструктуру, социальные и коммерческие объекты. Вместе с тем не стоит забывать и об уже сформировавшихся деловых кластерах города. Например, деловой центр “Москва-Сити” – это крупное скопление офисных пространств, коммерческих структур и апартаментов. При этом не каждый работающий в “Москва-Сити” может позволить себе там жить. Наш проект Headliner расположен в непосредственной близости от Сити, что очень удобно для сотрудников кластера. Таким образом, большое значение для развития деловых пространств имеет наличие поблизости достойных жилых кварталов.
Ольга Великая, руководитель по маркетингу ГК “Инград”:
Архитектурной доминантой города не обязательно должно быть самое высотное здание. При этом, безусловно, речь идет о таком строении, оглядываясь на которое, ты всегда сможешь сориентироваться в городе. Например, в Москве наряду с “Москва-Сити” среди таких ориентиров могут быть все узнаваемые старые здания, сталинские высотки, дом “на ножках” на ВДНХ или дом-корабль на Тульской. Мы всегда ищем глазами ту доминанту, которая помогает определить местоположение и формирует пространство. И девелоперы стремятся к тому, чтобы в их портфеле был такой проект. Специалисты Группы компаний “Инград” всегда внимательно изучают локацию будущей застройки. А при проектировании квартала предусматриваются акцентные корпуса, которые будут отчетливо видны из центра города и станут яркой доминантой тех районов, где они расположены.
Фади Джабри, партнер японского архитектурного бюро Nikken Sekkei:
Мне нравится, что Москва развивается за счет крупных проектов. Это можно отнести и к появлению в ней новых деловых кварталов. Пока в Москве только один такой квартал – ММДЦ “Москва Сити”. В Токио их восемь – при той же численности населения и той же инфраструктуре. Может быть, Москве не нужно восемь деловых районов, пусть их будет три-четыре. Но тогда они станут конкурировать друг с другом. И город от этого только выиграет. Он получит от этого новую динамику развития. Но тут необходима интеграция района с транспортными путями. Доступность – одна из главных характеристик, которая определит успешность любого проекта. Еще одна важная черта таких проектов – связанность между отдельными их элементами за счет использования подземных пространств.
Елена Денисова, старший директор отдела офисных помещений CBRE в России:
Несмотря на прогнозы о том, что офисные площади и бизнес-центры в целом переживают период заката, пример ММДЦ “Москва-Сити” демонстрирует совершенно другое. Сейчас спрос на офисные площади в “Москва-Сити” остается очень высоким. Доля свободных офисных площадей сократилась до 3,9%. Столь низкие уровни наблюдались только в начале развития делового центра. Самой крупной в числе последних была сделка компании “Яндекс”, она разместилась в башне Neva Towers. В целом рекордно низкая доля свободных площадей и ставки аренды, сопоставимые со ставками в центральном деловом районе, подтверждают высокую востребованность и популярность делового района “Москва-Сити” среди арендаторов. И в среднесрочной перспективе объем сделок будет находиться на минимальных уровнях ввиду отсутствия доступных площадей.