Рынок недвижимости проходит глубокую трансформацию, как внутреннюю, так и внешнюю. Границы рынка размываются, и девелоперу необходимо глубже и тщательнее вникать во все процессы от стройки до продаж. Открывая форум «Движение», генеральный директор ГК «КОРТРОС» Станислав Киселёв сосредоточил внимание участников на эволюции девелопмента, расширении границ рынка и коммуникации с «новым» клиентом.
Банки, брокеры, риэлторы и агенты вытесняют девелоперов из зоны прямого контакта с клиентом. Разрушаются границы рынка. Побеждает тот, кто может быстрее решить любую проблему клиента и ответить на любой его запрос. Появляются мультипродуктовые клиентоцентричные системы.
«Я бы отметил две стороны трансформации: внешняя среда, так как она меняется, и внутренняя, как живой организм, который реагирует на эти изменения. Мы, как девелоперы, сегодня имеем совершенно иную конкуренцию, когда все компании бьются за свое место под солнцем. Говоря об изменении внешней среды, можно отметить, что мы имеем начало войны экосистем. Каждый пытается поймать своего клиента, окружить его всеми возможными сервисами и возможностями, чтобы иметь с ним прямой контакт. Наш потребитель меняется ежедневно, это значит, что нам необходимо меняться ежечасно, чтобы иметь возможность отвечать его запросам и требованиям», – отметил генеральный директор ГК «КОРТРОС» Станислав Киселёв.
Развивающийся рынок меняет правила. Так, золотое правило ритейла – локация – сегодня претерпевает изменения. Многие девелоперы, имея уникальные компетенции, доказывают то, что локация не имеет такого важного значения, на первое место встает сам продукт.
«Продуктовый взрыв идет с регионов, потому что там нет маржи, и люди вынуждены заниматься созданием уникального продукта для того, чтобы выживать. Сегодня сужение маржи – на 30% за последние 10 лет – для нас стало повседневностью. Я бы выделил три ключевые характеристики для девелопера завтрашнего дня: прямой и устойчивый контакт с клиентом, лидерство в продуктовом предложении и персонификация, стремительное развитие и возможность находить новое за рамками твоей отрасли», – заключил Киселёв.