Кроме того предполагается создание Единого реестра застройщиков, привлекающих для работы средства граждан. “Но Минстрой вести его не хочет. Скорее всего, это будет поручено налоговому ведомству”, – пояснил Михаил Викторов.
Поправки к 214-ФЗ ужесточаются также требования к минимальному размеру собственного капитала застройщика. Его размер должен составлять 5% от произведения совокупной площади строящихся объектов на среднюю цену продажи 1 м2 в регионе, определяемую Росстатом. К примеру, для строительства дома площадью 10 тыс. м2 строителю нужно подтвердить капитал в 28 млн рублей. “Этот капитал должен быть на момент заключения первого договора”, – говорит Михаил Викторов.
Правда, участники рынка опасаются, что эта поправка станет препятствием для выхода на рынок небольших компаний. И, в итоге, рынок монополизируют крупные застройщики, что негативно скажется на конкуренции. “Закон написан не в интересах дольщиков, он разработан для укрупнения и огосударствления девелоперского бизнеса”, – уверен генеральный директор компании “Мегалит” Александр Брега. С ним согласен генеральный директор компании “Петрополь” Марк Лернер уверен, что требование к величине собственных средств окажется абсолютно неподъемным для региональных компаний. “У компаний, строящих по одному-два дома на 50-100 квартир, таких денег просто нет. Тем более, что в их отношениях с подрядчиками нередко велика доля бартера”, – размышляет он.Правда, по закону, наличию собственного капитала есть альтернатива – девелопер может заключить с другими юридическими лицами (например, материнской компанией) нотариально удостоверенный договор поручительства, предусматривающий солидарную либо субсидиарную ответственность. В таком случае собственные средства застройщика и его поручителей должны составлять в совокупности не менее 1 млрд рублей. В принципе, это разумно. Ведь сейчас крупные холдинги часто создают под строительство конкретного дома отдельное юрлицо. Законопроект предлагает юридически оформить взаимоотношения “мам” и “дочек”, а также очистить рынок от игроков, не обремененных собственными средствами.
Госдума приняла в первом чтении поправки в 214 федеральный закон, регулирующий долевое строительство, которые могут привести к подорожанию жилья на 5-30%. Поправки ужесточают требования к застройщикам и по идее защищают дольщиков.
Главный вопрос, который пока не решен – это намерение властей ужесточить контроль за нецелевым использованием средств дольщиков. Проблема в том, что если федеральные власти хотят его запретить, то местные, наоборот, пытаются повесить на девелопера (и опосредованно на дольщика) все расходы на строительство социальной инфраструктуры. Сейчас и Петербург и Ленобласти почти полностью перешли на схему, когда застройщик вместе с новостройкой обеспечивает и строительство сопутствующей инфраструктуры. Между тем, в текущей редакции поправок такая практика считается нецелевым использованием средств дольщиков.
Последнее нововведение (о нем много и горячо спорили на этапе проекта) – использование специализированных счетов – оказалось наиболее безобидным. Согласно поправкам, застройщик обязан начать строительство на собственные средства (около 30% от общего бюджета проекта) и средства банка. А после получения разрешения на строительство он сможет привлекать деньги дольщиков на специальные счета. Таким образом, дольщики будут кредитовать застройщика. Причем ставка, по расчетам специалистов Сбербанка, может составить не выше 3,5%. Впрочем, другие возможности так же остаются – к трем существующим вариантам обеспечения ответственности застройщиков перед дольщиками – поручительство банка, членство в Обществе взаимного страхования, договор с коммерческой страховой компанией. “Что касается включения банков в схему долевого участия – то это усложнит процесс заключения договора ДДУ. Сейчас, при том, что есть отработанная схема заключения ипотечных договоров, процесс согласования покупки квартиры занимает около 2 месяцев. В случае, если банк станет третьей стороной по договору, он должен будет нести ответственность за ход строительства, а это дополнительные ресурсы на экспертизу проектов и риски. Кроме того застройщик не увидит денег покупателя жилья, а будет их получать от банка в виде кредита. Это скажется на стоимости квадратного метра. Поэтому вряд ли кто из застройщиков этой возможностью воспользуется”, полагает Роман Мирошников, исполнительный директор ЗАО “Ойкумена”
Впрочем, у застройщиков есть еще время побороться с этими поправками. Так, по словам Михаила Викторова, окончательно они будут приняты не раньше в мая, когда при президенте пройдет Госсовет по строительству. “Сейчас со стороны строительного сообщества идет серьезное сопротивление. Но 90% изменений, принятых в первом чтении, войдут в окончательный вариант закона”, – говорит он. Хотя от наиболее страшных – например, введения уголовный ответственности за нецелевое использование средств дольщиков, пока удалось отбиться.В целом поправки в 214-ФЗ полезны рынку, хотя и принимаются в не самый удачный – кризисный – период, говорят участники рынка. “Понятно, что цель поправок – снизить риски появления обманутых дольщиков, а не поддержка застройщиков. Тем не менее, как показывает практика, в сложную ситуацию могут попасть даже крупные и стабильные компании, которые потенциально готовы были бы выполнить все условия нововведений. К однозначно положительным нововведениям можно отнести большую информационную открытость. Введение минимального размера собственного капитала – мера более спорная. Хотя для крупных компаний оно не критично”, – полагает руководитель службы по работе с госорганами “СПб Реновация” Дмитрий Михалев. “Любые поправки нужно принимать вовремя, а кризис явно не лучший для этого период. Конечно, на большинстве застройщиков нововведения критически не скажутся, но проблем добавит и внимание отвлечет”, полагает Павел Бережной, исполнительный директор ГК С.Э.Р.
Автор: Артемий Анин
http://news.nb.dp.ru/a/2016/02/25/Ozhidanija_ot_novogo__214/